Обязанности юриста ЖКХ

Работа юриста в Управляющей компании очень ответственна, охватывает много направлений и требует высокой компетенции и профессионализма.

Помимо фундаментальных знаний в области жилищного законодательства и гражданского права, юристу ЖКХ необходимо также разбираться в вопросах налогового и корпоративного права, трудового законодательства. В повседневной работе в управляющей компании немаловажными и часто играющими ключевую роль, являются компетенции юриста в арбитражной практике, административном праве, правилах предоставления коммунальных услуг, а также умение ориентироваться в нормах  градостроительного и земельного права.

Должностные обязанности юриста ЖКХ обширны и включают в себя следующие направления деятельности:

— представительство в судах общей юрисдикции, Арбитражных судах, ФАС; оспаривание протоколов об административных нарушениях в судебном порядке

— мониторинг изменений нормативно-правовых актов;

— подготовка правовых заключений;

— подготовка ответов на письменные обращения граждан, государственных и контролирующих (надзорных) органов;

— правовое сопровождение организации и проведения общего собрания собственников; участие в собраниях собственников, подсчет голосов, оформление итогов;

-правовая экспертиза договоров водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, поставки горячей воды, поставки газа, дополнительных соглашений, подготовка протоколов разногласий, согласование условий договоров со структурными подразделениями;

— подготовка проектов договора управления многоквартирного дома;

— ведение претензионной работы, учет претензий, их рассмотрение, подготовка ответов;

— формирование позиции по административным делам, подготовка исковых заявлений, отзывов на исковые заявления (гражданское и арбитражное судопроизводство);

— участие в судебных заседаниях;

— представление интересов в государственных органов власти (Жилищная инспекция по Москве и Московской области, взаимодействие с Префектурой, Прокуратурой, Управой, РСО).

— корпоративный блок работы (открытие закрытие ООО, внесение изменений с Уставные документы);

— обжалование итогов конкурсов по выбору УК МКД;

— участие в делах по административному производству;

— участие по обжалованию порядка проведения конкурсов в УФАС;

— подготовка жалоб в УФАС по вопросу нарушения антимонопольного законодательства;

— консультации руководителей и сотрудников компании по возникающим юридическим вопросам;

              Этим солидным списком обязанности юриста Управляющий компании не исчерпываются. Важнейшей частью работы юриста ЖКХ (и особенно сейчас, после возникновения серьезных проблем с платежеспособностью населения в связи с распространением короновирусной инфекции 2019-nCOV), является работа с дебиторской задолженностью. Как правило, она включает в себя:

Взыскание дебиторской задолженности в судебном порядке;

— Взыскание дебиторской задолженности в досудебном порядке;

Ведение претензионной работы;

Обзвон должников;

— Формирование полного пакета документов для суда;

— Ведение исполнительного производства, расчет пеней по задолженности;

— Представление интересов в судах;

— Отчет о проделанной работе перед руководством;

— Взаимодействие с УФССП, банками.

В зависимости от того, какое количество МКД находится в обслуживании Управляющей компании и от количества лицевых счетов на балансе УК (включая должников), размер дебиторской задолженности может быть весьма и весьма ощутимым.  И если в небольших ТСЖ и ЖКС, обслуживающий один, два, максимум три дома, должников сравнительно немного и провести в отношении их работу по взысканию задолженности вполне по силам одному юристу (как правило, Председатель ТСЖ или ЖСК привлекает по договору оказания юридических услуг компанию, специализирующуюся на подобной работе), то в крупной Управляющей компании этим вопросом занимается штатный юрист или юридический отдел.

Как мы отметили ранее, список обязанностей юриста УК весьма обширен. Много времени занимает работа с ресурсоснабжающими организациями по соответствующим договорам, регулярные проверки контролирующих органов по жалобам жильцов с последующим наложением административных штрафов тоже не дают скучать.  А тут еще и взыскание дебиторской задолженности с жильцов – огромный пласт однообразной монотонной работы с десятками и сотнями должников. Как правило, именно эта часть работы страдает в УК чаще всего.  Однако, именно эта работа позволяет Управляющим компаниям оставаться на плаву и приносит поток финансов от должников (если, конечно, она выполняется).

Для сбора платежей и взыскания долгов за ЖКУ, юристы  обзванивают должников, направляют им досудебные претензии и уведомления о возможном приостановлении коммунальных услуг, печатают объявления на подъезды с требованием погасить задолженность, направляют в суды заявления на вынесение судебного приказа или решения суда о взыскании долга. Но даже после получения судебного приказа или удовлетворяющего УК решения суда работа юриста не заканчивается. Далее необходимо направить исполнительные документы на взыскание в банк или в службу судебных приставов, после чего контролировать приходы денежных средств из банка или же контролировать и стимулировать работу судебных приставов. Отдельной категорией выступают соглашения о реструктуризации, которые заключают некоторые жильцы после получения уведомлений и претензий о погашении задолженности. Данные соглашения также предполагают периодические платежи, которые тоже необходимо учитывать и отслеживать.

Контролировать выполнение всех этих работ достаточно сложно. Часто руководство компании неудовлетворенно объемом приходящих по исполнительным документам платежей и винит юриста в лени и недобросовестности. Действительно, как проверить, на каком уровне ведется работа с должниками? Всех ли должников охватывает? Доводится ли до конца? И вообще, занимается ли юридический отдел дебиторской задолженностью или погряз в арбитражах, проверках и договорной работе? При отсутствии единой автоматизированной системы проверить это достаточно сложно. Денежные средства, приходящие (или не приходящие) по исполнительным документам в УК, не всегда прямо пропорциональны проделанной работе. Возможно, юрист отсудил и передал на взыскание ВСЕХ неплательщиков за ЖКУ, но с них нечего взять ни банку, ни приставам. А возможно, проверяя наличие дел на сайтах судов, руководитель не видит ни одного решения в пользу Управляющей компании, но долги при этом снижаются. Здесь вероятна эффективная работа на стадиях обзвона, уведомлений и ограничении коммунальных услуг. Чтобы не гадать что происходит и ориентироваться в ситуации с долгами, а также иметь возможность повлиять на повышение их собираемости, есть смысл вести всю юридическую работу по взысканию дебиторской задолженности в единой автоматизированной системе, как и делают многие Управляющие компании (особенно крупные, муниципальные и ресурсоснабжающие).

Проиллюстрируем эту мысль на примере программного комплекса УПРАВДОЛГ (специализированной программы для юристов ЖКХ). В программу загружаются все лицевые счета Управляющей компании. С помощью настраиваемых фильтров поиска, юрист выбирает нужную категорию лицевых счетов для дальнейшей работы по взысканию (по сумме долга, периоду задолженности и пр.). Программа содержит несколько блоков, в зависимости от категории проводимых работ. С их помощью юрист отрабатывает каждый этап работы: блок уведомлений и объявлений пакетом печатает документы на каждого должника; блок судебной работы таким же образом автоматизирует работу с заявлениями на судебные приказы и исковыми заявлениями; в блоке исполнительного производства фиксируется движение дел в банках и ССП, а также платежей от должников. Блок автообзвона регулярно информирует жителей о задолженности и экономит дорогое время юриста на выполнение операторской работы. Таким образом, по каждому должнику в программе поэтапно зафиксирована вся цепочка мероприятий – от звонка до передачи исполнительного листа в службу судебных приставов. Блок статистики и отчетов за несколько минут формирует данные за нужный период: об общей сумме долга, количестве уведомлений и соглашений, полученных решениях суда, заключенных соглашениях и взысканных средствах.

Такой инструмент удобен как юристу (реальная экономия времени, упорядоченность труда и, как следствие, повышение эффективности), так и руководителю УК – он всегда может запросить отчет и составить представление о ситуации с долгами, а также внести свои коррективы.