Взыскание задолженности за ТКО в 2022 году
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ТКО (твердыми коммунальными отходами) признаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Ранее была распространена аббревиатура ТБО – Твердые бытовые отходы. К ним по ГОСТу Р 53691-2009. “Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами” относились отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода».
Принципиальная разница между ТКО и ТБО состоит в том, что к отходам ТКО законодатель отнес отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся вжилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Тогда как «зона охвата» ТБО относилась лишь к физическим лицам.
В настоящий момент юридически верным и единственным является понятие ТКО – твердые коммунальные отходы.
Основными законодательными актами, регулирующими деятельность граждан, организаций и государства в области обращения с твердыми коммунальными отходами, являются:
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Постановления Правительства РФ №269, №505, №881, №1039, №1133 и №1156;
Приказ Минстроя с Методическими рекомендациями от 28.07.2016 г. №524ПР ;
СанПиН 42-128-4690-88;
Постановление Главного государственного санитарного врача №64;
Распоряжение Правительства №1589-р.
Важнейшие изменения, касающиеся ТКО, были внесены во многие другие законодательные акты РФ, напрямую не касающиеся вопроса отходов (Жилищный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», и другие).
Взыскание задолженности за оплату твердых коммунальных отходов производится в общем порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством РФ: в порядке приказного либо искового судопроизводства в зависимости от взыскиваемой суммы (ГПК РФ глава 11 и 12).
Правовые основания при этом будут те же, что и при взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, так как в соответствии с абзацем 8 статьи 2 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», коммунальными услугами признается «осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, правоотношения между взыскателем и должником, также как при взыскании долгов за ЖКУ, подпадают под сферу действия статей 153 «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги», 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» и 155 «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичным образом будут рассчитываться пени – на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ: «лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается».
Дополнительными правовыми основаниями, на наш взгляд, необходимо указать статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», а также статью 24.7 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления». Данные положения законодательства регулируют вопрос заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор ТКО – это соглашение, регулирующее отношения по поводу оказания услуг по обращению ствердыми коммунальными отходами между потребителем и региональным оператором по обращению с ТКО, на территорииработы которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в установленном законом порядке.
На основании части 2 статьи 24.7 вышеназванного Федерального закона, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4 статьи 24.7 89-ФЗ).
Законодатель также оговаривает в 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», что рассматриваемый договор является типовым, а также предусматривает процедуру его заключения путем направления собственником твердых коммунальных отходов заявки на заключение Договора.
Довольно часто неплательщики по ТКО ссылаются на то, что они не заключали такого договора и на этом основании не должны оплачивать услуги по обращению с ТКО.
Однако данный аргумент не состоятелен в виду того, что в соответствии с рассматриваемым законодательством, регулирующим вопросы обращения с ТКО, если потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора ТКО и документы, подтверждающие правомочия в отношении жилых помещений, их площадей, доверенности и т.д. в течение 15 дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора ТКО, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Таким образом, по нашему мнению, в заявление на вынесение судебного приказа или в исковое заявление, помимо положений жилищного законодательства, регулирующих обязанность и сроки внесения платы за жилое имущество и коммунальные платежи, необходимо включить ссылку на положения Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» в части заключения соответствующего договора, а также ссылку на абзац 8 статьи 2 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части определения понятия «коммунальных услуг».
Анализ обратной связи от региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и управляющих компаний за последние годы позволяет сделать неутешительный вывод: услуга по обращению с ТКО не оплачивается потребителем должным образом. Долги по ТКО растут с не меньшей скоростью, чем долги за жилищно-коммунальные услуги. Взыскание задолженности за ТКО давно поставлено на поток. Работая с большими объемами долгов удобно, на наш взгляд, использовать автоматизированную систему для работы с должниками. Программа «УПРАВДОЛГ» решает данный вопрос комплексно: в программу загружаются списки должников (которые также регулярно обновляются) и исходя из имеющейся информации автоматически заполняются все необходимые документы для взыскания задолженности, осуществляется их пакетная печать, ведется аналитика и отчетность по работе с догами, а также разносятся приходящие платежи по исполнительным производствам.
Мы подготовили два видеоролика, в которых рассказываем о основных возможностях программы:
Общий обзор по всем модулям, кроме модуля «Юрист» — https://youtu.be/hYeOwfurWLs
Отдельно подробно модуль «Юрист» — https://youtu.be/w1WSEYavYlw
Рекомендуем перед изучением демо версии ознакомится с ними, у Вас уже будет представление о программе и ее функциях.
Будем рады, если Вы найдете что-то полезное для своей работы.