Досудебная претензия должнику за жилищно-коммунальные услуги
Досудебный порядок урегулирования спора в Гражданских правоотношениях предусмотрен по достаточно узкой категории дел (в правоотношениях, связанных с перевозками груза, правоотношениях, возникающих из заключения государственного или муниципального контракта, при необходимости установить сервитут, при расторжении и заключении договоров при определенных обстоятельствах).
Статья 132 Гражданско-процессуального кодекса, устанавливающая необходимые документы, прилагаемые к Исковому заявлению, не содержит в качестве обязательного приложения досудебной претензии ответчику.
Статья 124 Гражданско-процессуального кодекса, устанавливающая законодательные требования к форме и содержанию судебного приказа, также не содержит условия соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Соответственно, по делам о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, независимо от того какая процедура взыскания используется, приказное производство или подача искового заявления в суд общей юрисдикции, досудебный порядок урегулирования спора российским законодателем не предусмотрен.
Это означает, что при наличии у жильца задолженности за жилищно-коммунальные услуги, Управляющая компания может напрямую обратиться в суд за защитой своих законных интересов, не направляя заранее должнику претензии по существу имеющегося долга.
Тем не менее, практика направления досудебных претензий должникам за жилищно-коммунальные услуги имеет место быть. Закон не запрещает направлять претензии и не ограничивает их количество. Обязательной формы досудебной претензии по долгам за жилищно-коммунальные услуги также не существует.
Чаще всего Управляющие компании направляют досудебные претензии неплательщикам в качестве метода психологического воздействия. И иногда подобная мера срабатывает. В досудебной претензии, направляемой должнику за жилищно-коммунальные услуги, прописываются, как правило, следующие моменты:
— сумма долга и период задолженности;
— требование управляющей компании погасить имеющуюся задолженность в определенный срок;
— предложение должнику обратиться в Управляющую компанию с целью разобраться в создавшейся ситуации, урегулировать спор и, возможно, заключить Соглашение о реструктуризации долга;
— предупреждение о том, что в случае отсутствия оплаты задолженности в отведенный в претензии срок, взыскатель намерен обратиться в суд с отнесением на должника расходов на оплату государственной пошлины и услуг квалифицированного юриста, в случае, если он привлекался Управляющей компанией к процессу взыскания;
— досудебная претензия может содержать также расчет пеней и требование об их погашении.
Ранее, до 02 апреля 2020 года, когда Постановлением Правительства РФ, подписанного М. Мишустиным, №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в досудебную претензию должнику за жилищно-коммунальные услуги, часто включалось предупреждение о возможности введения ограничения или приостановления коммунальных услуг в случае отсутствия оплаты долга. Однако в настоящий момент и вплоть до окончания срока действия данного Постановления (31.12.2020) данное условие в претензию прописывать нецелесообразно.
Как свидетельствует наша практика, направлять претензии должникам за жилищно-коммунальные услуги, есть смысл, если задолженность еще не большая и, как выражаются специалисты по взысканию «не безнадежная». Возможно, жилец забыл или все время откладывает оплату квитанций за ЖКУ и получение такого грозного документа, как досудебная претензия, стимулирует его осуществить оплату в кратчайшие сроки. Возможно, у ранее исправно платившим за квартиру жильцов, возникли временные жизненные сложности. И тогда, узнав в претензии о возможности реструктуризации долга и рассрочки платежа, они обратятся в Управляющую компанию и решат вопрос ко всеобщему благу, например, заключив Соглашение о реструктуризации.
Однако, на так называемых «злостных» неплательщиков, на наш взгляд, досудебной претензией воздействовать вряд ли возможно. Они не платят уже длительный период времени, о своем долге наверняка знают и платить не собираются. В такой ситуации направление досудебной претензии не эффективно и даже может иметь противоположный эффект. В том случае, если у взыскателя действительно есть намерение обратиться в суд в ближайшее время, досудебная претензия послужит должнику предупреждением и когда придет время направлять полученный исполнительный документ в банки, расчетные счета должника будут пусты.
В реальности ситуации с долгами за жилищно-коммунальные услуги в каждой конкретной Управляющей компании весьма разнообразны и специфичны и только взыскателю решать, какую стратегию и тактику борьбы с задолженностью ему использовать, какие инструменты задействовать в этой борьбе. Направлять ли жильцам досудебные претензии, каким именно и с какими условиями, выбрать может только специалист, осуществляющей взыскание. С примерной формой досудебной претензии можно ознакомиться в разделе Документы.