Уведомление должника
Как правильно уведомить должника перед ограничением коммунальных услуг
Жилищное законодательство РФ, в частности Жилищный кодекс Российской, обязывает собственников, нанимателей жилья и членов их семей нести бремя содержания жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 30, 31 Жилищного кодекса РФ). Данная обязанность конкретизируется в других статьях Жилищного кодекса РФ (статьи 153, 155), в которых законодатель подчеркивает обязательность оплаты коммунальных услуг пользователями жилых помещений и общего имущества, а также предупреждает о мерах ответственности за неполную или несвоевременную оплату. Этими мерами в ЖК РФ являются начисление пеней и право управляющих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, которыми вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, обращаться в суд на неплательщиков.
Однако Жилищный кодекс содержит не исчерпывающий перечень мер воздействия на должников.
Важнейшим документом, регулирующим правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг, является Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее Постановление). Вместе с постоянно меняющимися жизненными обстоятельствами и возникновением новых, неурегулированных ранее ситуаций и проблем, обновляются положения Постановления.
Именно это Постановление предусматривает возможность отключения, ограничения и приостановления жильцам коммунальных услуг. В соответствии с подпунктом а) пункта 117 этого нормативного акта, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги. Сейчас, в период борьбы с короновирусной инфекцией, действие данного пункта временно приостановлено (до 01 января 2021 года) Постановлением Правительства РФ №424 от 02.04.2020 г. «»Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
На основании подпункта а) ст. 119 354-го Постановления, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
- исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
- при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
- при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (статья 120 Постановления).
Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности (статья 121 (1)).
При этом в Постановлении особо подчеркивается, что применяемые исполнителем меры воздействия на неплательщика коммунальных услуг в виде ограничения или приостановления их предоставления, не должны приводить к
— повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
— нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг
— нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Отдельно в Постановлении оговаривается тот момент, что не допускается ограничение (приостановление) отопления и подачи холодной воды.
Таков алгоритм ограничения коммунальных услуг должникам за жилищно-коммунальные услуги. При поверхностном взгляде все понятно и процедура уведомления и последующего ограничения или приостановления услуги видится достаточно простой. На практике же введения ограничения коммунальных услуг, которая начала применяться с 2014-2015 годов, управляющие компании сталкиваются с огромным количеством нюансов, которые приводят к нежелательным последствиям для управляющих компаний.
Первым камнем преткновения является уведомление должника. До первого января 2017 года, 119 статья рассматриваемого в настоящей статье Постановления, предусматривала необходимость уведомлять должника дважды: первый раз за 30 календарных дней до даты применения мер воздействия и второй раз – непосредственно за три дня до ограничения (приостановления) коммунальных услуг. Первичное уведомление допускалось направлять должнику по почте, вторичное – вручать лично в руки под роспись. Такой порядок уведомления «работал» скорее на должника, нежели на управляющую компанию, так как расписываться в уведомлении хотел отнюдь не каждый неплательщик. Столкнувшись с обратной связью от управляющих и ресурсоснабжающих организаций, и проанализировав данные по росту задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги, законодатель внес коррективы в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», упростив процедуру уведомления собственников и нанимателей жилых помещений о наличии задолженности. С первого января 2017 года достаточно стало направить только одно уведомление за 20 календарных дней, причем существенно расширился список вариантов такого вручения (путем направления письма по электронной почте, включения предупреждения в долговой ЕПД, направление смс и прочее). Важным условием законности такого уведомления стал факт «подтверждения его получения потребителем».
С одной стороны, стало гораздо проще и быстрее. С другой – возникли новые проблемы. Многочисленные проверки, проводимые органами прокуратуры по жалобам должников на «ненадлежащее» уведомление выявили слабое место электронных писем, смс и включения информации о долге в квитанцию на оплату коммунальных услуг, а именно: невозможность подтверждения факта и даты их получения должником. Столкнувшись со штрафами и предупреждениями от правоохранительных органов, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации остановились на проверенном временем способе извещения – направление уведомления о задолженности почтой России ценным заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Должники, получая такие уведомления или столкнувшись уже с фактом ограничения (приостановления) коммунальной услуги, по-прежнему бегут жаловаться на свою управляющую компанию в прокуратуру, управу, суд и жилищную инспекцию. Как и прежде, они утверждают, что не получали никакого уведомления и никто их не предупредил. Однако правоохранительные органы руководствуются в данном случае статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит: «заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним». Таким образом, не имеет значение, получил неплательщик уведомление или нет, обратился он в отделение почты за получением заказного письма или проигнорировал его. Для прокуратуры, суда или жилищной инспекции имеет значение только почтовая квитанция об отправке заказного письма неплательщику и опись с отметкой почты.
Кроме процедуры направления уведомления, управляющие и ресурсоснабжающие организации часто сталкиваются сталкиваются с такой нетривиальной задачей, как составление самого текста уведомления о задолженности. Законодательно утвержденной или рекомендуемой формы на настоящий момент нет. Как правило, уведомление составляется на бланке управляющей организации за подписью руководителя. В нем управляющая компания ставит должника в известность о наличии у него задолженности свыше 2-х месяцев, его размере и предлагает погасить в 20-тидневный срок. В случае непогашения задолженности в указанный срок, управляющая компания предупреждает должника о применении к нему мер ограничения (приостановления) коммунальной услуги. В конце уведомления, как правило, управляющая компания или ресурсоснабжающая организация напоминает неплательщику адрес и телефон, по которому он может урегулировать вопрос с задолженностью, а также предупреждает об ответственности за причинение вреда общедомовому имуществу и имуществу третьих лиц при попытках восстановить коммунальные услуги самостоятельно.
До недавнего времени, а именно до марта 2019 года описанная выше схема уведомительной работы была более-или-менее отлажена. Должники продолжали не платить и жаловаться, но, за очень редким исключением, органы власти занимали сторону управляющих организаций. Однако 5 марта 2019 года Верховный Суд Российской Федерации по спору между должником и УК о правомерности направленного предварительного уведомления внес существенные коррективы в текст уведомления (Постановление Верховного суда №47-АД19-2 от 05.03.2019 г.). Верховный суд в данном споре встал на сторону должника и не отменил Решение нижестоящих судебных инстанций о наложении административного штрафа на руководителя управляющей компании.
Анализ указанного документа позволяет нам сделать вывод о том, какое уведомление Верховный суд признает надлежащим и правомерным.
Во-первых, суд справедливо рассудил, что управляющая компания (как и подавляющее большинство других) применило к должнику ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ коммунальных услуг, тогда как в уведомлении предупредила об ограничении. Это важный момент, так как ограничивают (приостанавливают) управляющие и ресурсоснабжающие организации как правило подачу электроэнергии и канализационного водоотведения. В соответствии со статьей 114 рассматриваемого ранее Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. При установке, например, локального блокирующего устройства (заглушки) на канализацию – что происходит в 95% случаях при применении мер к должникам за ЖКУ – управляющие компании, действительно, именно приостанавливают подачу услуги, а не ограничивают ее. До появления этого Постановления Верховного суда, в Уведомлениях, направляемых управляющими и ресурсоснабжающими организациями должникам прописывалось предупреждение об ОГРАНИЧЕНИИ водоотведения.
Вторым важным моментом, на который обратил внимание Верховный Суд, стало отсутствие в тексте уведомления детализации задолженности, а указана лишь общая сумма. Подобную формулировку долга в уведомлении Верховный суд также признал неправомерной. С этим выводом суда хочется поспорить. Долг имеется в наличии, его срок в соответствии с требованием закона более 2-х месяцев и сумма долга в документе была указана. Кроме того, неплательщику, как и всем остальным жильцам, ежемесячно направлялись квитанции с расшифровкой общей суммы платы за квартиру. Тем не менее, изменить точку зрения судьи сейчас мы не в силах, а можем лишь учесть взгляд Верховного Суда на важную составляющую уведомления и использовать эти знания в повседневной практике. В итоге, теперь в тексте уведомления управляющие компании должны отразить не только общую сумму задолженности, но и подробно расписать из чего она складывается. На практике это реализуется в виде приложения к уведомлению, которое по сути является долговым ЕПД – а именно детализацией суммы задолженности.
Третий важный момент, на который обратил внимание Верховный Суд, состоит в том, что ограничивать управляющая компания имеет право именно ту коммунальную услугу, по которой у жильца имеется задолженность. Применительно к рассматриваемой нами ситуации, ограничивая канализационное водоотведение, управляющая компания должна заранее проверить, имеется ли у жильца задолженность именно за водоотведение в числе прочих и отдельно указать на этот факт в тексе направляемого уведомления.
Еще одним документом из судебной практики, на который часто ссылаются жалующиеся должники, является Постановление Пленума Верховного суда РФ №22 от 27.07.2017 г. В нем имеется разъяснение, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для ее приостановления или ограничения. Которые должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению. Это означает, что при незначительных суммах задолженности управляющая компания формально имеет право на ограничение или приостановление коммунальных услуг, но контролирующие и судебные органы скорее всего будут не на ее стороне.
Проведя подробный обзор актуальных законодательных актов и судебной практики, затрагивающих вопрос уведомления должника о применении к нему мер ограничения или приостановления коммунальных услуг, мы приходим к следующим выводам. Надлежащее, правомерное уведомление, которое не вызовет вопросов у суда и контролирующих органов, должно
А) быть направлено почтой России ценным заказным письмо с уведомлением и описью вложения с упоминанием в ней уведомления должнику;
Б) содержать сумму долга и ее полную детализацию;
В) содержать предупреждение о приостановлении оказания коммунальной услуги, а не об ограничении;
Г) быть направлено не менее, чем за 20 календарных дней до факта приостановления коммунальной услуги
Д) быть направлено тому должнику, срок задолженности которого превышает два календарных месяца, и сумма этой задолженности является существенной;
Е) содержать наименование коммунальной услуги, за которую имеется задолженность и которая будет ограничена;
Ж) содержать предупреждение о материальной и административной ответственности за попытки самовольного демонтажа и причинения вреда общедомовому имуществу и имуществу третьих лиц.
Бланк Уведомления должнику, учитывающий все вышеназванные требования, Вы можете найти на нашем сайте пройдя по ссылке