Идентификация должника
О идентификации должника с 1 апреля 2020 года
Сравнительно недавно, до 01 октября 2019 года, при подаче управляющей компанией заявления на судебный приказ в мировой суд или искового заявления в суд общей юрисдикции о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, достаточно было указать фамилию, имя и отчество должника, дату и место его рождения, адрес его регистрации и, если известно, место работы. Этими сведениями как правило, располагали управляющие и ресурсоснабжающие организации, взыскание задолженности посредством обращения в суд было поставлено на поток и в целом представлялось достаточно эффективным. Проблемы чаще всего возникали уже позднее, на этапе исполнения решений судов о взыскании сумм долга.
Юристы и специалисты сферы ЖКХ всегда в первую очередь стремились передать судебный приказ или исполнительный лист в банки. По существующему законодательству, в том числе ФЗ № 229-ФЗ от 02.07.2010 г. «Об исполнительном производстве», банк после получения и регистрации исполнительного документа, в трехдневный срок обязан произвести списание денежных средств, в случае их наличия у должника на расчетном счете в этом банке.
В случае, если у должника нет расчетных счетов в банках, либо на них наложен арест, либо просто на расчетных счетах должника отсутствуют какие-либо средства, управляющие компании передают исполнительные документы в службу судебных приставов-исполнителей (ССП).
И вот тут начинаются проблемы. Несмотря на четко прописанные в ФЗ № 229-ФЗ от 02.07.2010 г. «Об исполнительном производстве» процессуальные сроки, исполнительное производство на практике растягивается на весьма длительный срок и часто заканчиваются ничем. Причин у этого много и в данной статье мы не будем рассматривать их все. Возмущенные взыскатели часто жалуются на сговор с должниками отдельных приставов-исполнителей, на должностную халатность и небрежное отношение к своим обязанностям. В разных отделениях судебных приставов-исполнителей и в разном объеме все это наверняка присутствует. Здесь нам хотелось бы остановиться на одной из важных причин затягивания и иногда даже невозможности взыскания задолженности – сложность в идентификации должника. С этой проблемой сталкиваются добросовестные приставы-исполнители при совершении таких процессуальных действий, как взыскание денежных средств после предварительных запросов в кредитные учреждения об открытых расчетных счетах, ограничении выезда должника за пределы Российской Федерации и некоторых других.
Дело в том, что те обстоятельства, которые облегчали работу специалистов управляющих компаний по взысканию задолженности через суд, часто становятся препятствием в оперативном и корректном взыскании этой задолженности службой судебных приставов. В такой огромной стране как Российская Федерация, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения часто могут совпадать у многих граждан. Из-за этого судебным приставам требуется искать дополнительные идентифицирующие данные на должника, чтобы корректно произвести взыскание задолженности или наложение мер воздействия. Как показала практика, частенько происходят досадные ошибки, когда денежные средства взыскиваются у однофамильца должника, либо добросовестного плательщика коммунальных платежей не выпускают по постановлению судебного пристава-исполнителя с семьей на море по давно купленной и оплаченной путевке по той причине, что его данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения) полностью совпадают с данными должника.
В связи с этим, в феврале 2018 года, директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, Генерал-полковник внутренней службы, Дмитрий Васильевич Аристов, выступил с инициативой к судебным органам, ввести более четкую идентификацию должников для проведения корректного и своевременного взыскания по исполнительным документам. Он отметил, что без дополнительных реквизитов в Решениях суда трудно безошибочно идентифицировать должника-гражданина.
Данные доводы вполне резонны, и 20 ноября 2018 года Государственной Думой был принят Федеральный закон №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Среди прочих изменений, данный законодательный акт внес поправки в статью 124 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа». В соответствии с вновь принятым Федеральным законом, в заявлении о вынесении судебного приказа, среди прочего, должны быть указаны: сведения о должнике: для гражданина-должника — фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации-должника — наименование и адрес, а также идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер, если они известны. В заявлении гражданина-взыскателя один из идентификаторов гражданина-должника указывается, если он известен гражданину-взыскателю.
Точно такое же изменение появилось и в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Форма и содержание искового заявления».
Таким образом, решив одну проблему – проблему с корректным обращением взыскания службой судебных приставов-исполнителей, законодатель создал другую проблему – поиска необходимых сведений управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Как правило, сведений, требующихся в статьях обновленного ГПК РФ, у управляющих организаций просто нет. Ведь согласно законодательству РФ, у потребителей коммунальных ресурсов нет обязанности заключения письменного договора на представление услуг ни с ресурсоснабжающими, ни с управляющими организациями. Но в том случае, если идентифицирующие сведения о должниках и известны, их использование без предварительного письменного согласия должника влечет ответственность для УК в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О защите персональных данных». Получился замкнутый круг.
Задолженности по коммунальным услугам исторически большая проблема для управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Частично она решалась в ограничением коммунальных услуг параллельно с ведением судебной работой. Тем не мене, все равно долги населения за жилищно-коммунальные услуги непрерывно растут и представляют собой угрозу нормальному функционированию обслуживающих и ресурсоснабжающих компаний, а также вообще всей отрасли ЖКХ. Сейчас, в период пандемии короновирусной инфекции и введенных жестких ограничений, вопрос задолженности приобретает особую остроту.
Столкнувшись с плачевными результатами данных поправок и реакцией управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, было принято решение временно отсрочить вступление Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в силу. 17 октября был подписан Федеральный закон от 17.10.2019 № 343-ФЗ, который отсрочил срок вступления в силу этих норм до 1 апреля 2020 года. Одновременно в Госдуму РФ был внесён законопроект № 735817-7, который может решить эту проблему.
Однако на практике, суды общей юрисдикции и мировые суды уже после 01 октября 2019 года перестали принимать заявления о вынесении судебного приказа и исковые заявления без указания дополнительных идентифицирующих сведений.
Выходом из этой неприятной ситуации видится принятие мер, предусмотренных Законопроектом № 735817-7, в котором, с одной стороны, расширяется перечень идентифицирующих сведений, а с другой расширяются права управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.
На этапе внесения законопроекта в Государственную Думу депутаты-инициаторы озвучили причину необходимости принятия данного законодательного акта, цитата:
«В целях надлежащего расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исполнения требований налогового законодательства, реализации права на обращение в суд наймодателям жилого помещения, управляющим организациям, ресурсоснабжающим организациям и другим лицам, которым в соответствии с Жилищным кодексом РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, необходим развернутый перечень сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг, в том числе персональные данные физических лиц.
Кроме того, в соответствии с изменениями процессуального законодательства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») при обращении в суд для взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги организации ЖКХ будут обязаны указывать один из идентификаторов ответчика – потребителя жилищно-коммунальных услуг (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
Необходимо отметить, что в большинстве случаев у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов отсутствуют персональные данные потребителей жилищно-коммунальных услуг. Это обусловлено рядом факторов, среди которых отсутствие обязанности граждан предоставлять свои персональные данные, заключать в письменной форме договоры предоставления коммунальных услуг, а также отсутствие права перечисленных организаций получать такие данные в органах исполнительной власти и организациях.
Отсутствие необходимых сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг у лиц, оказывающих данные услуги, создает риски некорректного расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, необоснованные претензии со стороны контрольно-надзорных органов, а также риски невозможности обращения в суд в целях взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги».
На этапе прохождения законопроекта у Председателя Государственной Думы инициаторы законопроекта предложили расширить идентифицирующие сведения путем включения в них присвоенный каждому пользователю номер единого лицевого счета, который начал применяться в РФ с 2016 года в соответствии с приказом Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 года (каждому собственнику и пользователю помещения в многоквартирном доме в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства присваивается такой уникальный и неповторяющийся идентификатор, как единый лицевой счет – цифровой и (или) буквенный и (или) символьный код в системе помещения лица, которое пользуется на праве собственности или ином законном основании помещений и за которое данное лицо в соответствии с жилищным законодательством обязано вносить плату).
В результате, в настоящий момент, Законопроектом № 735817-7 предлагается внести следующие изменения в законодательные акты РФ:
— в Гражданско-процессуальный кодекс РФ, статьи 124, 127, 131, регламентирующие форму и содержание заявления на выдачу судебного приказа и искового заявления, а также содержание судебного приказа. Статьи дополнены еще одним вариантом идентифицирующих сведений – единым номером лицевого счета ГИС ЖКХ.
— в Федеральный закон №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», в подпункт «а» пункта 5 части 1 статьи 13, регламентирующей требования, предъявляемые к исполнительным документам. Перечисленные в подпункте «а» пункта 5 части 1 указанной статьи сведения также дополнены единым номером лицевого счета ГИС ЖКХ.
— В Жилищный кодекс РФ, статьи 45 и 155. Законопроект, с одной стороны расширяет перечень сведений, содержащиеся в реестре собственников помещений, который обязаны вести управляющие компании, сведениями о дате и месте рождения (при наличии), серии и номере документа, удостоверяющего личность (при наличии), а также реквизитами документов, подтверждающих дату возникновения права собственности на указанные помещения (при наличии), сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме)». С другой стороны, законопроект содержит меры защиты персональных данных, указав, что при ознакомлении собственников помещений в многоквартирном доме с реестром (что является обязанностью управляющей компании), персональные данные других собственников не предоставляются. Важнейшее изменение предлагается внести в части 15 и 16 статьи 155 ЖК РФ. Данной поправкой как раз и решается проблема, созданная ранее (из благих побуждений) Федеральным законом №451-ФЗ от 28.11.2018 г. По новому законопроекту управляющие, ресурсоснабжающие и любые иные организации, которыми в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также, что важно, их представители, имеют право в срок не более 5-ти дней безвозмездно получить персональные данные собственников и нанимателей помещений как из реестра таких собственников, так и у государственных органов.
— Соответствующие поправки, обеспечивающие реализацию права, предоставленного управляющим компаниям в части 15 и 16 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, внесены в статью 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статью 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статью 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Пока что рассмотренный законопроект проходит стадию рассмотрения в первом чтении. Короновирусная инфекция серьезно приостановила все процессы в нашей стране и поставила на паузу работу огромного количества предприятий и организаций, в том числе и судов. Необходимость соблюдать режим самоизоляции выступает препятствием для многих граждан внесения своевременной платы за жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим главы субъектов РФ издали Указы о временном неприменении мер по начислению пеней за просрочку платежей и мероприятий по ограничению коммунальных услуг.
Таким образом, Федеральный закона №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостановил судебную работу управляющих компаний по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги, а COVID-19 полностью свел ее на «нет».
Но долги продолжают расти, как в столице, так и в регионах России. Введенные Главами регионов РФ карантинные меры, а также меры по временному «мораторию» по коммунальным платежам, серьезно усугубили ситуацию. В связи с чем есть надежда на возможность прохождения долгожданного Законопроекта всех этапов законотворчества самыми быстрыми темпами.
Обновление от 8 июня 2020 года:
Вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»
Статьи 20.2 и 20.3 приостанавливают до конца года требование к организациям ЖКХ предоставлять идентификатор должника при обращении в суд или в отношении исполнительных документов.
Программа УПРАВДОЛГ при формировании документов для взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги уже сейчас предусматривает различные идентификаторы должника для эффективной работы по взысканию долгов.