Порядок начисления пеней за ЖКУ с поправками за 2022 год
редакция от 18 апреля 2022 года
При расчете пеней за жилищно-коммунальные услуги в 2022 году необходимо руководствоваться следующими нормами права:
- п. 1 ст. 314, ст. 193 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)
- п. 1, п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ)
- Постановление Правительства РФ № 424 от 02.04.2022 г. «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
- Обзор по отдельным вопросам судебной практики №1 Верховного Суда РФ, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 21 апреля 2020 г.
- Постановление Правительства РФ № 474 от 26 марта 2022 г. «»О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году»
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
На основании пункта 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно пункту 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
При этом ст. 193 ГК РФ устанавливает следующее правило: если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Однако, как указал Верховный Суд РФ в Обзоре от 21 апреля 2020 г., это общее правило неприменимо к нерабочим дням, объявленным Президентом РФ указами № 206 и 239 в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Как отметил Суд, «нерабочие дни» в смысле, который придаёт этому понятию гражданское законодательство, — это выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111 и 112 Трудового кодекса РФ. Иное понимание, — заключил Суд, — «означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует цели названных Указов Президента Российской Федерации», коей является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, введенные Президентом РФ нерабочие дни не приостанавливают исполнения обязательств, которые должны быть исполнены в данный период.
В 2022 году у Правительства РФ появилось специальное полномочие — определять особенности начисления и уплаты пени в ЖКХ-отрасли (Постановление Правительства РФ от 26 марта 2022 г. № 474). Такие особенности установлены на период с 28 февраля 2022 года по 1 января 2023 года: начисление и уплата пеней (неустойку, штраф) исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года, в следующих случаях:
- неполное / несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт,
- несвоевременное и (или) не полностью исполненное ИП и организациями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством РФ о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с ТКО;
- просрочка исполнения обязательства по установке, замене / эксплуатации ИПУ/ОДПУ энергоресурсов;
- включение условия о рассрочке в договор об установке ИПУ, общего (для коммунальной квартиры) прибора учета или ОДПУ, заключаемый с гражданином – собственником жилого / садового дома, помещения в МКД, либо с УК/ ТСЖ ( в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых исходя из указанного значения ключевой ставки).
Размер по состоянию на 27 февраля 2022 года составляет 9,50% годовых.
Итак, до 06 апреля 2020 года – начала действия моратория по начислению пеней согласно Постановлению Правительства РФ №424 от 02.04.2020 г., посчитать пени за просрочку платежа за жилищно-коммунальные услуги было хотя и достаточно трудоемко, но все же в целом понятно. Бухгалтеры, юристы, иные специалисты Управляющих и ресурсоснабжающих организаций, ответственные за работу с задолженностью и осуществляющие расчеты для формирования долговых ЕПД и расчетов для судебного взыскания, руководствовались правилами статьи 155 Жилищного кодекса РФ (пункт 14) и общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации в статье 193.
При этом при расчете обязательно учитывался тот факт, что до 2016 года Жилищный кодекс РФ устанавливал иные правила расчета пеней за жилищно-коммунальные услуги:
Правила части 14 ст. 155 ЖК РФ, существовавшие до 01 января 2016 года (формула №1)
- с 1 по 30 день просрочки — пени не начисляются
- с 31 по 90 день просрочки — пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования
- с 91 дня просрочки — пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования
Формула расчета пеней за ЖКУ по задолженности до 01.01.2016 г.:
Правила части 14 ст. 155 ЖК РФ, после 01 января 2016 года (формула №2)
- с 1 по 30 день просрочки — пени не начисляются
- с 31 по 90 день просрочки — пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования
- с 91 дня просрочки — пени начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования
Формула расчета пеней за ЖКУ по задолженности после 01.01.2016 г.:
То есть, если нам необходимо посчитать пени за период с 01.01.2014 года и раньше до 01.01.2022, то период с 01.01.2014 по 01.01.2016 рассчитывается по формуле №1, а период с 01.01.2016 по 01.01.2022 по формуле №2.
Это первый необходимый элемент для верного расчета пеней за жилищно-коммунальные услуги.
Вторым важным элементом, непосредственно влияющим на сумму, которую мы получим в итоге расчета, является обязательный учет нерабочих выходных и праздничных дней в соответствии с требованиями статьи 193 ГК РФ. Напомним, что согласно установленным ей правилам если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. На практике это означает, что если мы начинаем расчет пеней по задолженности, например, с 02 января 2021 года, а нерабочими праздничными днями в 2021 году являются даты с 01 января по 10 января 2021 года, то расчет мы обязаны начать с 11 января 2021 г. Далее, если следующая дата в расчете (например, 11 февраля 2021 г.), является субботой или воскресеньем, мы должны скорректировать дату в расчете на ближайший рабочий день.
Таким образом, основными сложностями, на которые надо было обратить внимание до введения моратория в апреле 2020 года, были учет различных порядков расчёта пеней до 01.01.2016 и после, знание актуальной ставки рефинансирования ЦБ на дату расчет, а также применения правила по переносу выходных дней в соответствии со статьей 193 ГК РФ.
Однако, после наступления 2020 года произошло очень много серьезных изменений в жизни общества, связанные с новой короновирусной инфекцией, и проведением специальной операции на Украине, что не могло не повлечь за собой изменений в законодательстве Российской Федерации в целом, и в правовом регулировании вопросов ЖКХ, в частности.
Постановлением Правительства РФ № 424 от 02.04.2022 г. «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», подписанным Премьер-министром России Михаилом Владимировичем Мишустиным, на начисление пеней в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 гг. был наложен мораторий. Это означает, за на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшей в этом период, пени Управляющие и Ресурсоснабжающие организации начислять не имеют право. Более того, как разъяснил Верховный Суд РФ, на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшую до установленного периода моратория, пени в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 гг. также не начисляются.
Таким образом, рассчитывая пени по задолженности за ЖКУ за период, включающий в себя мораторий, бухгалтер или иной специалист, обязаны полностью исключить этот период из расчета. Очень часто для упрощения этой задачи, специалисты разбивают при расчете периода задолженности на части: первая часть – с начала задолженности до начала действия моратория и просчитывается она на дату начала действия моратория (06.04.2020 г.). Вторая часть расчета – с даты, следующей за датой окончания моратория (02.01.2021) и по текущую дату. При этом размер задолженности при просчёте второго периода берется фактический, учитывая месяцы моратория. Последним действием две получившиеся суммы складываются.
И последнее нововведение, повлиявшее на порядок расчета пеней за ЖКУ, было введено Постановлением Правительства РФ № 474 от 26 марта 2022 г. «»О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году», которое зафиксировало размер ставки рефинансирования ЦБ на период с 28 февраля 2022 года по 1 января 2023 года в размере 9,5%. Напомним, что по общему правилу, установленному статьей 155 Жилищного кодекса РФ, при расчете пеней за жилищно-коммунальные услуги применяется ставка рефинансирования, действующая на дату последней оплаты – а на практике это означает – на дату расчета.
Подытоживая все ранее сказанное по корректному расчету пеней, можно сделать вывод, что такой расчет, с учетом всех требований и изменений в законодательстве РФ, представляется весьма скрупулёзной и непростой задачей. Формируя расчет пеней в 2022 году и направляя его на рассмотрение мирового или районного суда, необходимо учесть все вышеназванные нюансы: применить разные порядки подсчета дней просрочки до 01.01.2016 года и после, не забыть о переносе выходных и праздничных дней в соответствии со статьей 193 ГК РФ, учесть мораторий за период с 06.04.2020 по 01.01.2021 гг., а также изменить ставку рефинансирования ЦБ с текущей на 9,5% до 01 января 2023 года. При этом в расчете необходимо также учесть и все частичные оплаты, произведённые должником за весь период взыскания. Именно по это причине многие Управляющие и Ресурсоснабжающие организации, имеющие дело с большим объемом должников, отказываются от своего законного права по взысканию пеней и ограничиваются только размером самой задолженности. И то часто только за период, не выходящий за пределы исковой давности.
Онлайн калькулятор пени ЖКХ с учетом моратория доступен по ссылке http://upravdolg.ru/calc Если Вы работаете с большим количеством должников за жилищно-коммунальные услуги, для формирования судебных документов используйте программу для работы с должниками УПРАВДОЛГ.