Новое в законодательстве по возврату просроченной задолженности

Изменения в Федеральный закон №230-ФЗ от 03.07.2016 г. Приказ Минюста №109 от 30.06.2021 г.

С целью защитить права и законные интересы должников при взыскании просроченной задолженности, в 2016 году законодатель принял Федеральный закон №230-ФЗ от 03.07.2016 года «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон №203_ФЗ от 03.07.2016 г.). Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.

Нормы закона ограничивают меры, допустимые для применения в отношении должников: по количеству звонков, личных встреч, направляемых сообщений должнику; по времени взаимодействия, по возможности взаимодействия с членами семьи должника (пункт 5 статьи 7  Федеральный закон №230-ФЗ от 03.07.2016 г. ).

            Пункт 1 статьи 7 рассматриваемого закона запрещает взаимодействие с должником с целью взыскания просроченной задолженности в случаях: признания должника банкротом и введения реструктуризации его долгов, признания должника недееспособным и ограничении его в дееспособности, нахождения должника на излечении в стационаре, должника – инвалида 1-ой группы, должника – несовершеннолетнего (кроме эмансипированного).

            С целью контроля за соблюдением организациями, осуществляющими возврат просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, ограничений, прописанных в Федеральном законе №230-ФЗ от 03.07.2016 г., законодатель прописал в статьях 13 и 17 требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенному в государственный реестр, его учредителям (участникам), органам и работникам, а также обязанности юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности.

Статья 17 рассматриваемого Федерального закона предусматривает обязанность для организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности,

— вести перечень работников, имеющих доступ к информации о должниках. При получении работником юридического лица, включенного в государственный реестр, доступа к указанной информации он обязан дать расписку об ознакомлении с положениями настоящего Федерального закона и об обязанности соблюдать конфиденциальность указанной информации в соответствии с частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;

— вести аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленного на возврат просроченной задолженности, предупреждать должника и иных лиц о такой записи в начале взаимодействия, а также обеспечивать хранение на электронных носителях аудиозаписей до истечения не менее трех лет с момента осуществления записи;

— обеспечивать запись всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, и их хранение до истечения не менее трех лет со дня их осуществления;

— обеспечивать хранение всех бумажных документов, составленных и полученных им в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, в бумажном и электронном виде до истечения не менее трех лет со дня их отправления или получения;

— информировать уполномоченный орган об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение тридцати календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений;

Пункт 6 статьи 13 Федерального закона содержит требование, в соответствии с которым юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности обязано обладать оборудованием и программным обеспечением, соответствующим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Эта свежие нормы, которые были введены «11» июня 2021 г. ФЗ-170.

            Следом за этими изменениями Минюст выпустил Приказ №109 от 30.06.2021 г. «Об утверждении требований к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».

            Приказ №109 от 30.06.2021 г. вступил в силу «01» июля 2021 года и действует до «30» июня 2027 года.

            Требования, которые содержатся в Приказе, подразделяются на требования к программному обеспечению и требования к оборудованию:

Используемое юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее – юридическое лицо), программное обеспечение должно обеспечивать возможность: 

Регистрации входящей и исходящей корреспонденции, направляемой или получаемой в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, с прикреплением электронной копии документа, присвоением регистрационного номера входящего/исходящего отправления и даты регистрации с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) адресата, почтового адреса адресата, для исходящей корреспонденции – фамилии, имени и отчества (при наличии) и должностного лица, подписавшего сообщения.

Учета следующих сведений о должниках: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства или места пребывания, номер контактного телефона, адрес электронной почты, размер просроченной задолженности, наличие письменных соглашений, заявлений уведомлений, согласий (отзыв согласий), предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Федеральным законом от 03.07.2016 г. №230-ФЗ), судебных актов, фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя, номер контактного телефона представителя, почтового адреса и адреса электронной почты представителя.

Учета следующей информации о взаимодействии с должником или его представителем, предусмотренной пунктами 1,2 части первой и части второй статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. №230-ФЗ: фамилия, имя, отчество (при наличии) должника или его представителя, дата, время и способ взаимодействия, номер телефона, фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, осуществляющего взаимодействие.

Разграничение доступа к информации, ведения журнала операций, позволяющих вести учет всех действий лиц, связанных с загрузкой, изменением и удалением информации.

Прослушивание аудиозаписи телефонного разговора, разговора при личной встрече.

Используемое юридическим лицом оборудование и (или) программное обеспечение должны обеспечивать:

Ведение аудиозаписи разговоров при личных встречах, автоматической аудиозаписи телефонных разговоров с сохранением аудиоинформации в лицензируемых форматах;

Хранение аудиозаписей всех случаев ведения разговоров с должником или его представителем, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. №230-ФЗ, не менее трех лет с момента осуществления записи;

Хранение записей текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых, при общении по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиоэлектронной связи, не менее трех лет со дня их осуществления;

Хранение электронных копий бумажных документов, составленных или полученных в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, не менее трех лет со дня их отправления или получения;

Резервирование баз данных на отдельном материальном носителе.

            На основании пункта 3 вышеназванного Приказа, соответствие оборудования и программного обеспечения настоящим требованиям подтверждается следующими документами:

справкой юридического лица о соответствии оборудования и программного обеспечения требованиям, раскрывающей способ реализации настоящих требований;

копией выписки из технической документации на программное обеспечение, заверенной его производителем;

копией лицензионного договора о предоставлении права использования программного обеспечения (исключительная или неисключительная лицензия), действительного на момент подачи юридическим лицом заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, либо копией свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ (для собственных разработок);

копиями паспортов либо сертификатов соответствия на оборудование с указанием спецификации.

            Программный комплекс «УПРАВДОЛГ» задуман и реализован как инструмент взыскания задолженности. В первую очередь он ориентирован на Управляющие и Ресурсоснабжающие организации, а также организации, являющиеся операторами по обращению с ТКО. Однако функционал программы универсален и подходит ряду компаний, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Несмотря на то, что законодателем запрещена уступка прав требования задолженности физических лиц за жилищно-коммунальные услуги третьим лицам, однако, закон не запрещает УК и РСО привлекать к взысканию задолженности от имени РСО других юридических лиц в рамках оказания юридических услуг.

            Рассматривая функционал Программного комплекса «УПРАВДОЛГ» в разрезе требований Федерального закона от 03.07.2016 г. №230-ФЗ и Приказа Минюста №109 от 30.06.2021 г., по можно отметить следующее.

            ПО «УПРАВДОЛГ» обеспечивает возможность регистрации входящей и исходящей корреспонденции с прикреплением электронной копии документа, присвоением регистрационного номера входящего/исходящего отправления и даты регистрации в модуле «Управление», который ориентирован на автоматизацию организационных вопросов по возврату просроченной задолженности, в частности направления корреспонденции, фиксации даты ее направления, а также, в случае необходимости регистрации корреспонденции.

ПО «УПРАВДОЛГ» обеспечивает возможность учета вышеназванных требований законодателя посредством использования специалистом по возврату просроченной задолженности модулей «Управление» и «Юрист».  Данные модули содержат соответствующие поля для заведения и хранения требуемых сведений, а также прикрепления и хранения всех необходимых документов, названных в п.2 Приложения к Приказу Минюста России №109.

ПО «УПРАВДОЛГ» обеспечивает возможность учета вышеназванных требований законодателя посредством использования специалистом по возврату просроченной задолженности модуля «Диалоги с должниками». Модульная структура ПО «УПРАВДОЛГ» и возможность разбивки работы по возврату просроченной задолженности на участки соответствует требованию законодателя о разграничении доступа и ведения журнала операций.

ПО «УПРАВДОЛГ» позволяет осуществлять телефонное информирование при возврате просроченной задолженности посредством модуля «Автообзвон». По запросу специалиста, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности, может быть предоставлена аудиозапись телефонного разговора с должником.

Что касается вопросов оборудования, нам представляется, что организации, включенные в государственный реестр юридических лиц и осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, должны иметь отдельно от программного обеспечения оборудование, подпадающее под требования рассматриваемых в статье нормативных актов.

Подробный обзор модуля «Юрист» программы «УПРАВДОЛГ», взыскание долгов по ЖКХ в 2022 году. Претензионный порядок взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги, приказной порядок взыскания задолженности за услуги ЖКХ, исковой порядок взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги, мировое соглашение и договор о реструктуризации задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве.